Экономика города и села

Для города Кимры, как, впрочем, и любого другого населенного пункта, огромное значение имеет его географическое положение. Через наш город проходит железнодорожная линия, связывающая Москву и Санкт-Петербург. Город имеет автобусное сообщение с Москвой и Тверью. В городе имеются транзитный и внутригородской причалы. С большинством населенных пунктов района поддерживается регулярное автобусное сообщение.

Демография

Давно известен факт влияния демографических процессов, изменений в социальном составе населения на экономическое развитие страны в целом, и конкретного населенного пункта — в частности.

Коэффициент рождаемости (число родившихся на тысячу проживающих) составил в 1997 году всего 8, а в 98-м — 7, тогда как для нормального воспроизводства населения нужен коэффициент — 13,0.

Прирост населения сейчас происходит в основном за счет приезда мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана.

Ухудшение демографической обстановки тесно связано с ухудшением условий жизни, а отсюда — ухудшением здоровья населения, ростом социальных заболеваний (алкоголизм, наркомания), ростом преступности.

Негативные тенденции наблюдаются и в социальном составе населения. Почти треть населения — пенсионеры, из них около пятой части продолжают работать.

Испокон веку русская семья была многодетной, и тому были свои причины. А в 1998 году, на территории города проживало лишь 183 многодетных семьи, в которых насчитывалось всего 554 ребенка.

Промышленность и торговля

На территории Кимр находятся 13 крупных и средних промышленных предприятий. Но положение большинства их них таково, что производство реальной продукции на душу населения уже несколько лет стабильно снижается.

Значительно снизилось производство традиционного кимрского продукта — обуви. Сегодня, с большим сожалением, мы должны констатировать, что «царство обувного производства», которое олицетворяли Кимры с окрестностями, практически исчезло, что явно проглядывается в общем объеме местной промышленности.

Удельный вес продукции легкой промышленности, в которую входит и обувная, в общем объеме произведенных товаров соста­вил лишь 8, 606%, в то время как машиностроение — 40%.Сложное положение в производстве швейных и трикотажных изделий. Торговля во все времена была прибыльным делом. В Кимрах действует около семидесяти предприятий торговли и общественного питания. К концу 1998 товары подорожали на 93% по сравнению с 1997 годом. На такое резкое изменение цен повлиял августовский кризис 1998 года. Темп роста цен стал значительно опережать темп роста доходов населения, что приводит к значительному сокращению его платежеспособности.

Расходы населения на оплату услуг изменились в сторону увеличения... Бытовые услуги, например, стали обходиться местному населению в 1998 году в 41 раз дороже, чем в 1992-м. Особенно возросла оплата за ремонт обуви, посещение детского сада, проезд в городском транспорте, электроэнергия, установка и абонентская плата за телефон, помывка в бане...

Количество малых предприятий из года в год уменьшается. В малом бизнесе трудится 3192 индивидуальных предпринимателя, 80% из которых заняты в сфере торговли. Доля малых промышленных предприятий в общем объеме промышленной продукции «оставляет 4,7%.

Но важно отметить, что многие руководители промышленных предприятий и торговли не замыкаются в рамках производственной деятельности. Они вносят заметный вклад в развитие социальной сферы города. Один из таких предпринимателей — генеральный директор ЗАО «Корунд» Р.А. Саркисян, хорошо известный кимрякам своей общественной и благотворительной деятельностью.

Жилищное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство находится в критическом состоянии по причине высокой степени изношенности основных фондов, отсутствия необходимого финансирования и т.п. Приведём несколько цифр: износ водопроводных сетей — 84%, канализационных — 94%, тепловых — 65%. В жилом фонде картина не более радостная.

На протяжении многих лет жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых проблемных отраслей городского хозяйства. Причина, в основном, кроется в неплатежах поставщикам коммунальных услуг за их товар.

Сельское хозяйство

Откровенно говоря, с сельским хозяйством Кимрскому району не везло на протяжении всех рассматриваемых нами периодов. Причина этого кроется и в низком плодородии земли. Но именно это обстоятельство одновременно способствовало развитию отходничества, различных промыслов и в первую очередь — сапожного. А также развитию торговли и, в конечном итоге, развитию Кимр. Как тут не скажешь: «Не было бы счастья, да несчастье по­могло».

Даже в 1923 году в экономическом обзоре Кимрского уездного исполкома констатируется, что «занимаемая площадь земли на 60% не удобна, и лишь только 40% занято сельских хозяйством, и эта часть сама по себе плодородна мала». Продуктивность сельского хозяйства не удовлетворяет и самого крестьянина, а отсюда как следствие, что и товарность сельского хозяйства очень незначительна.

В первые годы советской власти в нашем районе начали внедряться более современные ведения земледелия: «отказ от трёхполки и замена на многопольный севооборот». Организовано девять сельскохозяйственных мелиоративных хозяйств.

Власти действовали согласно избранной ими доктрине. Опять приводим строки документа того времени: «До 1928 года, хотя задача уже была четко сформулирована: «Широкая поддержка коллективизации сельского хозяйства, по всему уезду», — было организовано только восемь колхозов. В 1928 году колхозное строительство получило наибольшее развитие — только за этот год было создано 13 коллективных хозяйств. Обобществление касается земельной площади и сельхозинвентаря. Семь артелей обобществили скот. Планируется за весеннюю посевную кампанию организовать 35 колхозов. Кроме того, имеются 7 совхозов».

Мы специально привели такие цифры, что бы показать — у «советов» были основания для «головокружения от успехов». А все последующие годы мы пожинаем «плоды» этих успехов...

Справедливости ради стоит отметить, что в 1970—80 годах, именно благодаря общественному характеру финансирования, уделялось особое внимание социально-бытовому и жилищному строительству на селе. Хотя и медленно, но лицо кимрской деревни начало преображаться. Важно отметить, что застройка центральных усадеб велась не хаотически, а согласно генеральным планам, специально разработанным проектными институтами.

Так велось строительство в деревнях Титово, Паскино, Фёдоровке, поселке Центральном, селе Ильинском и других. Планами генеральной застройки предусматривалось строительство объектов производственного назначения, жилья и социальной сферы.

Более подробно остановимся на генеральной постройке в деревне Малое Василево (бывший совхоз «10-я пятилетка», директор Л.Н. Кушнарев).

Практически на голом месте в 1977-88 годах был построен показательный современный поселок. Со стороны, в сравнении с другими деревнями, он смотрится как «оазис в пустыне». Таким, видимо, хотели видеть советское село.

В соответствии с комплексными планами строились производственные и жилые объекты в бывшем колхозе «Пробуждение» в 1983-90 годах. Аналогичная работа проводилась и в деревне Паскино, других хозяйствах.

К сожалению, существует и другая статистика. Цифры порой бывают красноречивее любых слов: с 1980 по 1998 годы жилищное строительство на селе сократилось в 3, 6 раза. Больше никаких данных приводить не будем, дабы не нарушать положительный характер повествования...

В 1992 году администрацией района было зарегистрировано весьма оригинальное фермерское хозяйство «Ахалтекинец». Хозяйство занимается разведением чистопородного поголовья лошадей ахалтекинской породы, одной из древнейших, выведенной в Туркмении. Лошади выращиваются на конеферме с целью дальнейшей продажи, которая осуществляется как в нашей стране, так и за рубежом, в частности Соединённых Штатах и Канаде. Все постройки на территории комплекса выполнены в едином, очень красивом стиле. Глава хозяйства — сын известного дубненского физика Тито Брунович Понтекорво. К сожалению, идея и вложенный труд не получили поддержки на всех уровнях. А начиналось всё довольно солидно — на презентацию были приглашены специалисты из Германии, Англии, Италии, Франции, Австрии.

Важными для района остаются проблемы окончания строительства газопровода в поселок Белый городок, строительства больничного корпуса в селе Горицы, реконструкция бывшего детского лагеря отдыха «Бригантина» под интернат для детей-сирот, строительство школ в деревнях Кучино и Неклюдово.

В 1999 году фермерское хозяйств «Паллада» признано лучшим в области и заняло первое место среди фермерских хозяйств. Это хорошо...

Ориентация на развитие фермерских хозяйств после некоторой эйфории сменилась политикой на удержание коллективных хозяйств от окончательного распада. Точнее — не политикой, а здравым смыслом... На начало девяностых годов в районе было зареги­стрировано 261 фермерское хозяйство, но большая часть из них уже не работает и ничего не производит.

Наблюдается сокращение численности работников и в коллективных хозяйствах. Уменьшается производство валовой продук­ции. За год поголовье крупного рогатого скота сократилось на 5%. Естественно, сократилось и производство молока. Проблема выживания заставляет фермеров искать пути объединения усилий для решения жизненных вопросов.

В настоящее время в Кимрском районе насчитывается 19 сельхозпредприятий. Совхоз — 1, колхозов — 6, акционерных обществ — 3, ТОО — 2, да один сельхозкооператив. Средняя заработная плата в хозяйствах составила в 1995 году — 253 руб., в 1998-м — 478 рублей.

Связь

Не имея возможности подробно остановиться на истории раз­вития всех городских и районных служб, выделим три, определившие, по нашему мнению, культуру быта и производства: связь, электрификацию и газификацию.

Потребность в передаче сообщений на расстояние существовала во все времена. В XIV—XV-м веках московские князья установили «ямскую гоньбу», введенную еще татаро-монголами.

От Москвы в провинцию тянулись ямские дороги, на которых через каждые 20-30 верст стояли «ямы» (станции), где происходила смена лошадей. Подтверждение этому можно найти в подорожной грамоте, датированной 1489 годом, упоминаются в ней и тверские земли.

Если присмотреться к расположению древних дорог (трактов) и древних населенных пунктов хотя бы в ближайшей к нам местности, то убеждаешься, что закономерность расстояний просматривается весьма четко. Кимры — Горицы, расстояние 51 километр, значит, должен быть где-то посередине постоялый двор... Действительно, был, в деревне Жилино. Тракт Кимры — Талдом, опять укладывается в двадцатипятикилометровый отрезок. Тверь — Медное — 28 км, Тверь — Кушалино — 36 км. Таков был оптимальный размер одного конного перегона.

Последняя четверть XIX века характерна бурным развитием почты, телеграфа, телефона. В Кимрах, по свидетельству А. Столярова, телеграф появился ещё до 1899 года, а телефонная сеть берёт свое начало в 1908-м.

В 1924 г. в районе имелось шесть почтово-телеграфных отделений (Кимры, Горицы, Стоянцы, Ильинскре, Красное). Перевозка почты осуществлялась исключительно по трактам. Стоит ближе познакомиться с этими транспортными артериями, дававшими круглогодично устойчивое сообщение: Кимры — Ильинское, Печетово — Ильинское, Норбужье — Ильинское, Красное — Горицы, Романово — Ильинское... Смеем утверждать, что в то время почтовые тракты были и основными путями сооб­щения. Почта доставлялась в сельские учреждения два раза в неделю.

До 1926 года средства связи в Кимрах обслуживались специалистами телефонной станции и почтово-телеграфной конторой. Почту перевозили, используя вольнонаемный транспорт. С 1931 года почтовые перевозки возложили на колхозы, а доставка её осуществлялась колхозными почтальонами.

В 1959 году в городе появилась своя телевышка, которая сегодня своих непосредственных функций не выполняет.

С 1970 года городская телефонная сеть перешла в автоматический режим соединения абонентов, а ещё через три года появилась фототелеграфная связь со всей страной.

Села района телефонизированы и радиофицированы.

Электрификация

В 1914 году Кимрский сельский сход вынес приговор (так тогда называли решения) об устройстве в селе Кимры электростанции. Построенная уже через год электростанция вначале обслуживала только богатые дома, торговые лавки и учреждения.

Мы располагаем официальными данными годового отчета за 1923—24 годы Кимрского Уездного Исполнительного Комитета, где приводятся некоторые сведения о состоянии электрификации города и района.

Согласно отчёту, электростанция находилась в ведении местного хозяйства и располагала тремя двигателями общей мощностью 240 сил. Годовая её мощность составляла чуть более 145 киловатт-часов. Тариф, по которому энергия оплачивалась, был дифференцированный. Рабочим, служащим и безработным предоставлялись льготы. Судя по количеству абонентов, энергию имели дома менее чем половина жителей города.

К 1924 году электричество было подведено лишь в две деревни района — Пекуново и Чернигово, в 1927 году началась электрификация села Ильинское.

В отчете Горсовета за 1927—28 годы находим данные, что в течение двух лет ведутся работы по переоборудованию и расширению электростанции. Это дало возможность перевести предприятия Кожтреста на электроток городской станции и электрифицировать окружающие Кимры селения.

В характеристике Кимрского округа, датированной 1929 годом, уже как факт утверждается, что станция в Кимрах помимо непосредственных потребителей обслуживает своим током предприятия и фабрики в городе. Кроме этого, от Кимрской станции получают ток семь ближайших селений.

Из вышесказанного становится ясно, что электрификация Кимр и окрестностей шла так называемым «кустовым» способом. Ток по­лучали там, где его можно было выработать с помощью местного источника. Были подобные источники на обувной фабрике «Якорь», на Савеловском заводе, на мельнице с двигателем, на плотине... С помощью генераторов электрифицировались не только промышленные площади, но и прилегающая к ним жилая территория.

И только после того, как была построена Иваньковская ГРЭС, появилась возможность переброски электроэнергии (1940—41 гг.) через высоковольтную линию в наш район. Появилась возможность электрификации всего района. В настоящее время район полностью электрифицирован.

Газификация

Газификация города Кимры началась в 1961 году с баллонных и групповых емкостных установок.

В 1967 году «Мосгазпроект» разрабатывает генеральную схему газификации города от природного газа, а уже в 1972 году завершается строительство газораспределительной станции и первых газопроводов в микрорайоне им. Калинина и к хлебозаводу, а на правобережье — к котельной СМЗ. Газ поступает через Московское кольцо.

Последующие годы отмечены интенсивным строительством газопроводов в центральной части города и Савелове. В Заречье газ поступил только в 1985 году.

К настоящему времени от природного газа газифицировано 20308 квартир, от сжиженного — 2772. На газ переведено 16 котельных.

В районе основные работы по газификации начали проводиться с 1973 года. Всего в районе проложено более 43 километров газовых сетей.