Храмы в Кимрах

Покровский собор и церковь Святой Троицы

Невозможно представить себе село Кимры без величественного Покровского собора, стоящего на высоком волжском берегу. Его стройные формы и пять золоченых куполов отражались в водах великой русской реки. Отражались... Немногим из ныне живущих удалось любоваться этим великолепием. Наш удел — единичные сохранившиеся фотоснимки, смотря на которые, мы можем мысленно «дорисовывать» все великолепие сооружения.

По свидетельству современников, в храме был «прекраснейший пятиярусный иконостас, выполненный в византийском стиле, позолоченный червоным золотом. Высота иконостаса равнялась 22 аршинам, ширина 35 аршинам (аршин — 71,619 см). Осве­щали храм пять паникадил, главное из которых, изготовленное из литой меди, посеребренное весило 52 пуда» (пуд — 16 кг).

В 1847 году была закончена стенная роспись, выполненная московским художником И. Широким. Средства на роспись поступили от местных купцов.

Покровский собор был построен на месте Троицкой церкви, пострадавшей от пожара 1807 года. Средства собрали по подписке, то есть добровольно, и в 1816 году заложили храм. В 1825-м храм, называвшийся тогда Покровской церковью освятили, а уже через пять лет, ввиду его значимости, переименовали в Покровский собор. Вполне вероятно, что архитектура собора отражала интересы заказчиков — поразить воображение величием, богатством, похожестью на классику, на модный стиль ампир, и, безусловно, чтобы налицо были элементы древнерусской церковной архитектуры. Что из этого получилось — мы можем видеть лишь на сохранившихся фотоснимках, а очевидцы сравнивали его с московским Успенским собором.

Рядом с собором располагалась церковь Святой Троицы с колокольней, построенная в 1832 году. Имела та колокольня 12 колоколов, главный из которых весил тысячу пудов и был одним из самых крупных в Тверской губернии. Колокольня была трехъярусной в стиле зрелого классицизма.

В пожаре 1859 года исчезли почти все сельские постройки, пострадала и колокольня, а главный колокол упал и разбился. Ким­ряки заказали новый «тысячепудовик», и уже через два года его звон вновь разнесся по окрестностям. Были на колокольне и часы, указывающие время на четыре стороны света. Рядом с храмами располагалось кладбище.

Кимряки отличались набожностью. По словам современника, «ни один кимряк не начнет никакого дела, не отслужив молебен».

Но это не помешало тому же современнику утверждать: «Кимряки в большинстве православные, но здесь свили себе гнёздышки и сектанты... ибо здесь когда-то сосредотачивались самые разнообразные религиозные толки, от старообрядцев поповцев, до самых диких и изуверских сект».

Большевики не могли позволить себе спокойно наблюдать стоящую в центре города красоту, и по ходатайству Кимрского горсовета было принято решение о закрытии Покровского собора. Вначале собор был обезглавлен, а затем, в 1936 году, взорван. На его месте через два года, к очередной дате октябрьского переворота, был открыт клуб промкооперации Кимрского кожпромсоюза. Достойная замена...

Троицкий храм с колокольней просуществовал до 1938 года, после чего был разобран на кирпич. Священнослужители также не были оставлены без внимания — они подвергались гонениям и ре­прессиям.