Кимрский краеведческий музей

Кимрский краеведческий музей

Кимрский краеведческий музей — филиал Тверского государственного объединенного музея — основан в 1918 году. Площадь совре­менной экспозиции — 752 кв. м, имеется выставочный зал.

  • Адрес музея: 171506, Тверская область, г. Кимры, ул. Кирова 13/8.
  • Телефон: +7 (48236) 3-12-67 (общий) , 3-27-43 (заведующая).
  • Режим работы: ежедневно с 10-00 до 17-00 часов без перерыва на обед; понедельник, вторник выходные дни.

Залы музея (ниже фотоснимки):

  • Археология. Древний мир.
  • Первое упоминание о Кимрах.
  • Развитие села Кимра.
  • Кимры XIX - начало XX века.
  • Владельцы города Кимры. Историческая справка.
  • Гражданская война, 1930-е гг.
  • Великая Отечественная война.
  • Город Кимры. Советское время.
  • Мемориальный за А. Н. Туполева.

Постоянно действующая экспозиция знакомит посетителей с исто­рией края с древнейших времен до наших дней.

Кимрский район относится к числу наиболее изученных в археоло­гическом отношении в Тверской области благодаря довоенным иссле­дованиям, разведывательным работам Тверского государственного уни­верситета и стационарным исследованиям Института археологии АН в последние десятилетия. Именно здесь отрабатывались современ­ные методы исследований.

В Кимрском Поволжье раскопаны многие уникальные археологи­ческие памятники: поселения эпохи мезолита, городища (раннего железного века, курганы и селища древнерусского времени. В экспозиции представлены карты и фотографии археологических памятников, по­священная им научная литература, отчеты об исследованиях, модели раскопок производственного участка стоянки каменного века (VIII-VI тыс. до н. э.), погребения Фатьяновской культуры эпохи бронзы (1-я пол. II тыс. до н. э.), кургана древнерусского времени (XI-XII вв. н. э.).

В археологических темах экспозиции показана тесная взаимо­связь природной среды и человеческого общества, степень зависимости материальной и духовной культуры человека того времени от среды его обитания. Материалы по темам «Мезолит» и «Неолит» даются на фоне природоведческих диорам. Это первый опыт в объединении, вы­деляющий экспозицию из числа других. Благодаря многолетним сбо­рам краеведа О. Барабанова в экспозиции можно увидеть предметы массовой материальной культуры XIV-XVIII вв.

Исторические разделы открываются уникальными документами, главным из которых является грамота Ивана Грозного Кирилло-Белозерскому монастырю (1546 г.), где впервые упоминается село Кимры. Привлекают внимание подлинные предметы XVI-XVII веков: шитая золотом икона, клад серебряных монет, оружие, крестьянская утварь, кованые двери. Посетители знакомятся с дошедшим до нас первым изображением Кимр — гравюрой А. Грекова «Село Кимры с луговой стороны Волги» (1772 г.).

Экспозиция богата интерьерами. Не оставляют посетителей равно­душными подлинные портреты жителей села середины XIX века, дво­рянская мебель первой половины XIX века.

Кимры — богатое торговое село, поэтому оно было дворцовым владением или переходило в руки близких ко двору людей. Так, Фе­дор Салтыков получил Кимры в 1688 году в связи с замужеством до­чери Прасковьи Федоровны, ставшей женой царя Ивана V. В 1762 г. Кимры пожалованы двоюродной сестре императрицы Елизаветы Анне Карловне Скавронской и находились в собственности рода Скавронских до 1846 года, когда кимряки, заняв в казне 495 тысяч рублей ассигнациями с рассрочкой на 37 лет из 6% годовых, выкупились на волю у графини Ю. П. Самойловой. Купчая на село Кимры и карта вотчины графини Ю. П. Самойловой представлены в экспозиции наря­ду с интересными документами крепостного права.

По старым фотографиям сделана панорама «Славное село Кимры».

Кимры известны как центр обувного промысла. Коллекция обуви музея одна из богатейших в стране. Здесь искусные образцы, выпол­ненные кустарями-сапожниками в различные времена с XVI по XX ве­ка. Каждый образец — это произведение искусства. Сапожный промы­сел раскрывается в уникальных творениях скульптора И. М. Абаляева. Его работы «Отходники», «Встреча с хозяином», «Вынос обуви на базар», «Проводы в ученье» и другие придают неповторимое своеобра­зие экспозиции.

Старинная мебель, посуда, одежда и фотографии начала XX века знакомят с бытом зажиточных кимряков. Документы волостного прав­ления раскрывают характер местного общественного устройства.

Среди экспонатов — метрическая книга с записью о рождении в селе Кимры 24 декабря 1901 года (но новому стилю) писатели А. А. Фадеева.

История Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны раскрывается на подлинных документах и фото­графиях.

Особый интерес представляют фотографии Леонида Владимиро­вича Шокина 1920-50-х годов, организатора фотографического об­щества в Кимрах, участника многих международных выставок, фотокорреспондента агенства «Союзкинохроника».

Многочисленные материалы рассказывают о Великой Отечествен­ной войне 1941-1945 гг. Центральная витрина посвящена труженикам тыла. Здесь продукция местных предприятий: обувь для солдат и офи­церов, башмаки для военнопленных немцев, парусиновые туфли для гражданского населения, трехпальцевые перчатки и обмотки, натель­ное белье для бойцов и многое другое.

12,5 тысячи кимряков погибло на полях сражений, десяти при­своено звание Героя Советского Союза. На фотографиях — участники войны, прошедшие от Москвы до Берлина.

В разделе восстановления и развития народного хозяйства ис­пользуется редкий художественный прием фотоколлажа, где отражены 1950-60-е годы. Привлекут внимание посетителей витрины, посвя­щенные здравоохранению, образованию, культуре. Восхищает уровень мастерства вышивки и изготовления кружев.

Интерес вызывает стенд о драматическом театре, руководимом в те годы Александром Михайловичем Гиацинтовым. На кимрской сцене играла целая плеяда великолепных актеров: В. А. Вишневская, М. М .Чарухина, Б. С. Грачев.

Кимрский район — роди­на выдающегося авиаконст­руктора А. Н. Туполева. В музее — модели его самоле­тов, мебель из кабинета Андрея Николаевича, личные вещи.

Своеобразны материалы о современном городе, разви­тии промышленности, сель­ского хозяйства.

Обширная часть экспозиции знакомит с природой края, с мощным фактором воздействия на нее деятельности человека. Интересны фотомонтажи, диорамы с чучелами животных, гербарные образцы. Конечно, никто не пройдет мимо красавца наших лесов — лося. Кажется, его глаза с укором смотрят на неживую природу в красочной диораме, где нет места для братьев наших меньших. А ведь каждый из нас должен делать все, чтобы рядом с человеком могли всегда найти свое место ландыш и ель, скворец и лесной великан. И только так, в вместе, мы будем живы и счастливы на этой Земле.

Археология и древний мир

Первое упоминание о Кимрах

Археология и древний мир
Первое упоминание о Кимрах

Диорама «Славное село Кимры»

XIII - XIX века - развитие села Кимры

Диорама «Славное село Кимры»
XIII - XIX века - развитие села Кимры

Кимры XIX - начало XX века

Кустарь-башмачник за работой (И. М. Абаляев)

Кимры XIX - начало XX века
Кустарь-башмачник за работой. 1920-30 гг. Скульптор И. М. Абаляев

Гражданская война, 1930-е гг.

Великая Отечественная война

Гражданская война, 1930-е гг.
Великая Отечественная война

Город Кимры. Советское время

Мемориальный зал А. Н. Туполева

Город Кимры. Советское время.
Фрагмент мемориального зала аиаконструктора А. Н. Туполева