Краткая архитектурная характеристика города

После пожара 1859 года село быстро восстановилось, причем, застройка велась не хаотично, а по регулярному плану. Все улицы села имели выходы к Волге и Кимрке, четкую геометрическую структуру кварталов. Историческая часть города сформировалась в середине XVIII века и сохранилась до наших дней.

Проводимые столетиями ярмарки собирали купцов из десятков сел и городов, по Волге приплывали гости из краев далеких — это определило площадь у Покровского собора как центральную площадь села. На плане города можно видеть, что основными путями к площади были идущие к Волге улицы Ильинская (Урицкого) и Лобачевская (Ленина), а также пересекающие их улицы Крестьянская (Орджоникидзе) и Большая (Володарского).

Как уже упоминалось ранее, торговая площадь на протяжении столетий постепенно застраивалась. Вначале это были хоромы боярина Салтыкова с Троицкой церковью. Затем — Гостиный двор графа Воронцова с каменными лавками, Покровский собор и новая Троицкая церковь. Вся эта застройка по большому периметру окаймляла торговую площадь.

Размах торговли диктовал необходимость появления ещё нескольких торговых площадей, и они появились, как бы продолжая основную, а иногда вырываясь из тесноты на кимрские улицы — Ильинскую, например. Это не могло не отложить своего отпечатка на сегодняшний облик города.

Вот что пишет об этом главный архитектор города В.Н. Хлебородова:

«Именно в Кимрах чувствуешь весь ужас разрушения одухотворенной красоты, созданной нашими предками в расчёте на века. С гибелью храмов город утратил многое, но не всё. В Кимрах сохранился колорит старого торгового села, каждое крылечко и башенка над ним, каждое окошечко с резным наличником — дышат историей. Получив статус города, село не рассталось со своим прошлым, оно проникало в городской образ жизни, входило в виде залихватски выстроенного «Теремка» на бывшей улице Конной (ныне Кирова), в уюте и теплоте, в своеобразии архитектуры города».

Нет, наверное, ни одного человека, который равнодушно проходит мимо остатков бывшего здания Гостиного двора. Он возник в 1914 году, построенный местным купечеством на месте старого Воронцовского. Это строение красного кирпича в псевдорусском стиле стало символом процветания торговли и предпринимательства.

По воспоминаниям, внутренний дворик Гостиного двора должен был, согласно проекту, перекрываться световым сводом. Но планам не суждено было сбыться — помешали война и революция. Сейчас Гостиный двор находится в ужасном состоянии, здание разорено полностью и частично уничтожено пожаром. При всём этом Гостиный двор находится на балансе Тверского комитета по охране историко-культурного наследия. Судьба этого творения комитет явно не интересует, а у города нет средств на его восстановление.

Всего же в городе 119 памятников архитектуры. Из них 98 — на местной охране, а церковь Вознесения — на республиканской. Вся историческая застройка находится под охраной и установлена зона регулирования застройки.

Лицо города, его узнаваемость — безусловно, в его исторической части. Кимрская деревянная и каменная архитектура удивительно своеобразна. Чтобы оценить эти достоинства, вновь обратимся к профессионалу, главному архитектору города.

«Поражает воображение рукотворное чудо деревянного дома с крупными деталями, круглым окном и шатровым завершением и примыкающей беседкой — всеми приметами модерна. Дом этот был построен состоятельным купцом И.В. Рыбкиным (наб. Фадеева, 10). И таких произведений в городе множество. Их объединяет рука неизвестного мастера, настоящего архитектора в стиле модерн. Выразительный силуэт здания достигается за счет шатровых завершений или четвериков с башнями над входом, растительным орнаментом». К сожалению, экономические рамки книги не позволяют сопроводить текст должным объемом видеоряда. Но, пока ещё не поздно, походите по старым улицам города, и вы увидите эту красоту.

«Свое понимание красоты и величия родного города в глазах кимряков ярко проявилось в застройке Заречья, в жилых домах. выросших во времена НЭПа, за 1924-26 годы, по улице Орджоникидзе и Московской...

В силуэтах и декоре домов появляются элементы псевдорусской архитектуры, модерна, имеет место и смешение стилей. Но приемы очень узнаваемы, очень кимрские — акцентируется вход в дом высоким крылом с двухсторонними лавочками, а над крыльцом возвышаются четырёхгранные шатры или бочки, встречаются украшения в виде мезонина в три окна с балконом и навесом в виде широкой арки...

Основой архитектурной композиции Гостиного Двора являлась центральная входная арка и завершение третьего этажа в форме старинной «палатки», крытой листовым железом, окрашенным в «шашечку». Шашечный узор чердаков и башенок вносил праздничность в общую композицию зданий. Здания с использованием такого архитектурного приема можно видеть и сегодня по улице Ильинской...

В центре города в застройке единого архитектурного ансамбля не просматривается. Видимо, архитектурный стиль определялся прихотью заказчика и возможностью его капитала. Бесспорно — они смотрятся, они полны рукотворной фантазии. Недаром в начале века стиль модерн называли стилем купеческих особняков. Стоит задуматься о судьбе старых купеческих домов города. Увы, все они ветшают, и через два-три десятилетия время сотрет не только формы и краски, но и воспоминания о них. На реставрацию нет ни средств, ни стимула. А может, именно архитектура города стала бы приносить доход?

Отреставрировав особнячки, пустив в них коммунальные блага, благоустроив дороги, можно было бы создать туристский комплекс, и самое главное — сохранить для наших детей волшебные домики».

С этим пожеланием Валентины Николаевны Хлебородовой нельзя не согласиться.

С развитием городских предприятий началась и массовая многоэтажная застройка. По соседству с заводами выросли безликие типовые дома, ничем не отличимые от других таких же во многих городах... Застройка велась согласно генеральным планам 1963-го и 85-го годов, проектам детальных планировок центра, правобережья и жилого района поселка Южный. Первый проект планировки центра уничтожил всю историческую ткань города и по живому вырезал старый город под новую застройку. Так возникло чудовищное соседство пятиэтажек и особнячков в центре города по улицам Кирова, Урицкого, в Заречье. С изменением градостроительной политики появилась возможность откорректировать генплан и разработать новый проект планировки центра. Учесть ошибки и определить перспективные зоны застройки вне исторической части Кимр. Центр развивается по сложившемуся истори­чески пути — вдоль основных магистралей улиц Ильинская и Володарского — и реконструируется по индивидуальным проектам, с учетом архитектурных особенностей старого города, не нарушая масштаба кварталов.

Возрождение центра происходит и планируется путем реконструкции и замены материала стен пришедших в ветхость зданий, но этажность, не превышающая трёх этажей, при этом сохраняется. Сохраняется и стилевая самобытность архитектуры. Наиболее удачными из новостроек в центре города являются два административных здания по улицам Кирова и Урицкого, гармонично соседствующие с окружением, построенные по индивидуальным проектам. Новые микрорайоны правобережья, северной окраины города и поселка Южный развивались на свободных землях, не искажая исторической застройки центра. Правобережный или Савеловский район обойден стариной, но имеет великолепную набережную. Очень теплую ауру в Савелове создают жилые дома и Дворец культуры «40 лет Октября», которые являются плодом так называемой «сталинской» архитектуры 50-х годов нынешнего столетия. Эти здания со временем станут архитектурными памятниками, а уже сегодня стали историческими.

Жилой район Южного поселка начал создаваться в 50—60-е годы, в окружении соснового бора. Застроен типовыми 4-5-этажными домами, но одновременно там же есть и впечатляющие здания, построенные по индивидуальным проектам: пристройка к школе искусств, торговый центр, выставочный зал.