Никольский храм села Каюрово

Церковь во имя Николая Чудотворца в с. Каюрово известна с 16 века. Тогда это был небольшой деревянный храм — Вотчина Тверского Христорождественского женского монастыря.

В 1667 г. была построена новая деревянная церковь. Спустя пол­тора века она пришла в ветхость. В 1820 г. прихожане храма обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Филарету с прошением выст­роить взамен старого деревянного новый каменный храм. В сентябре 1821 г. тверской владыка прислал в Каюрово храмоздательную грамоту. Вскоре началось строительство каменного храма. В разгар строитель­ных работ богатые крестьяне с. Кимры Яков и Михаил Малюгины (про­славившие свои имена пожертвованиями на строительство Покровско­го собора в Кимрах) испросили разрешение на постройку при храме на свои средства придела во имя святого апостола Иакова, брата Божия. Братья также обязались закупить кирпич, покрыть храм железом, воз­вести колокольню, оштукатурить его снаружи и внутри. Владыка благо­словил верных чад церкви за их начинание.

Новый каменный храм во имя св. Николая Чудотворца с придела­ми во имя св. апостола Иакова и св. пророка Илии (Ильи Пророка) был освящен иеромонахом Тверского кафедрального собора Иоанном Ловягиным в 1828 г. Длина храма равнялась 21, ширина 15, высота 25 арши­нам. Две главы и крыша были покрыты железом, окрашенным в зеле­ный цвет. В храм можно было войти с западной, северной и южной сто­рон. С двухярусной колокольни звонило пять колоколов. Самый боль­шой из них имел надпись: "Сей колокол слит Тверской губернии Корчевского уезда с. Каюрово собственным радением священника Иоанна Петрова, старосты церкви Николая Симеонова, усердствующих и трудающихся прихожан".

В прошлом храм имел три главы. Первая глава на основном храме (летнем), две другие — на трапезной, где располагались два придела.

В 1870 г. взамен деревянной ограды территория храма была обне­сена каменной с тремя угловыми башнями. С западной стороны в ограде имелись массивные ворота с калитками по бокам, калитка имелась и с восточной стороны. В 1873 г. на колокольне был надстроен третий ярус, отчего она стала значительно выше. В 1895 г. церковь была рас­пространена. Прежняя, мало вместительная трапезная с приделами была разобрана и возведена новая, более вместительная. Реконструкция была осуществлена по проекту инженера А. Перница на добровольные по­жертвования прихожан, преимущественно на средства кимрского куп­ца Василия Шокина. Освящение двух приделов новой трапезной совер­шено 13 ноября 1895 г. протоиереем кимрской Вознесенской церкви Петром Ершовым.

Село Каюрово. Никольский храм

В главном храме (Николая Чудотворца) находился трехярусный иконостас, в придельных храмах (с престолами апп. Иакова и Илии) — двухярусные.

Немало для благолепия и украшения храма сделали прихожане и особенно верующие из состоятельного слоя общества в виде доброволь­ных пожертвований. Выше мы упомянули некоторых из них. Укажем еще нескольких. В 1833 г. богатый крестьянин с. Кимры Башилов по­крыл храм листовым железом, трехярусный иконостас был вызолочен на средства купца Саввы Мартынова, двухярусные иконостасы соору­дили за свой счет в 1895 г. столичный купец Илья Тунцов (выходец из с. Губин-Угол, что неподалеку от Кимр) и кимрский купец Василий Ива­нович Шокин. Последний особенно отличался своей благотворитель­ной деятельностью. Так, он подарил свой каменный 2-этажный дом под женскую гимназию — ныне это филиал средней школы № 13 по ул. Володарского (Большой), № 26. Василий Губенков, состоятельный кимрянин, в 1912 г. пожертвовал в храм с. Каюрово напрестольный сереб­ряный крест, кадило, облачения для священника и диакона. Василий Сергеевич Губенков переоборудовал свой дом под храм — подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря (ныне в здании раз­мещается спортзал обувной фабрики "Красная Звезда").

Храм был построен в стиле позднего классицизма; архитектура — традиционная для сельских храмов начала 19 века. Церковь состояла из храмовой части, трапезной и колокольни. Храм — типа ротонда на чет­верике — перекрыт сферическим сводом с барабанчиком и луковичной главкой. Апсида (алтарь) в плане полуциркулярная, перекрыта конхой, соединяется с храмом широким арочным проемом. Трапезная шире чет­верика храма, включает в свой объем нижний ярус колокольни. С хра­мовой частью соединена нешироким арочным проемом. Колокольня трехярусная, увенчана высоким шпилем с крестом. Два нижних яруса квадратные, третий, надстроенный во второй половине 19 века, круг­лый. Первый ярус служил притвором входа в трапезную, последующие два яруса, обрамленные фронтонами, прорезаны по сторонам света ароч­ными проемами.

В начале 1900-х годов прихожанами храма являлись жители села Каюрово и деревень: Мельгуново, Плешково, Глазово, Тихоново, Ча­совня, Харитоново, Осифьево, Хмелево, Бортниково, Агафониха, Фролиха (некоторые из перечисленных деревень ныне не существуют). Из священноцерковнослужителей укажем на следующих. В 1641 г. службу совершал иерей Василий; в 18 веке священниками здесь были Иоанн Петров, Иоанн Кондратьев, Димитрий Докучаев. В 19 веке священни­ками в храме служили Иоанн Павлов, Иоанн Димитриев, Сергей Ивлев...

В 1825 г. настоятелем храма был священник Иоанн Пухлимский. При нем в 1828 г. вместо деревянной церкви был возведен новый ка­менный храм. Этот священник прослужил несколько десятилетий. Пос­ле него служили в храме священник Михаил Тихомиров, А. Чекалов, Павел Колтыпин; псаломщиком полвека пробыл Аристарх Новоселов (имел сан диакона). В нынешнем столетии в храме служили священни­ки: И. Василевский, Владимир Рассудовский, Димитрий Постников.

Во второй половине 19 века при храме была открыта церковно­приходская школа, дававшая детям начальное образование. Заведую­щим школой и законоучителями были священники, учителя имели как богословское, так и светское образование. К примеру, педагогами в 1901 г. здесь работали Григорий Голиков, Клавдия Тихомирова, Николай Фрук­тов (ставший позднее священником церкви села Абрамово). Учителем в церковно-приходской школе некоторое время был выпускник Тверс­кой духовной семинарии Владимир Рассудовский, ставший затем свя­щенником Никольского храма. Позднее он был переведен священни­ком в Воскресенский храм села Понизовье, став преемником своего отца Петра Рассудовского, бывшего здесь многие годы настоятелем храма. В советское время церковно-приходская школа стала начальной. Живу­щая ныне в Кимрах Клавдия Павловна Богданова работала учителем в этой школе в 1930-х годах.

В Никольской церкви с. Каюрово последние десятилетия до зак­рытия ее служил протоиерей Димитрий Постников. Этому служителю церкви пришлось испытать и перенести все тяготы, выпавшие на него, его помощников Ивана Журавлева, Василия Барабанова, на прихожан со стороны безбожной власти. В архиве сохранились некоторые доку­менты, рассказывающие об этом времени.

В 1930 г. Д. Постников был подвергнут аресту и заключен в тюрь­му. Какова его судьба, автору этих строк неизвестно. Скорее всего, он разделил судьбу тогдашних священнослужителей — погиб в сталинс­ких застенках. По слухам, в Кимрах живет его дочь, которая могла бы прояснить судьбу своего отца.

По некоторым данным в Никольском храме недолгое время обя­занности священника выполнял Павел Дворяшин.

В первой половине 1930-х годов Никольский храм был закрыт. Точной даты его закрытия автор этих строк пока не установил. Увы, на практике найти документальные данные 1930-х годов подчас намного труднее, чем сведения, скажем, сто — стопятидесятилетней давности. Парадоксально, но факт! Никольский храм десятилетия простоял зак­рытым. В 1961 г. из храма были вывезены иконы и церковные ценности, его помещения были приспособлены под зерносклад.

В последние годы храм стал пусть медленно, но возрождаться. Зачинателем этого возрождения стал местный житель Борис Николае­вич Петров. Образована религиозная община. В 1991 г. у стен тогда еще закрытого храма священник Александр Крюков совершил первое бого­служение. Еще два года с лишним ушло на переоформление докумен­тов, прежде чем храм властями был передан верующим. В Никольской церкви в храмовые и некоторые другие христианские праздники совер­шаются богослужения, которые вначале проводили священнослужите­ли храмов кимрского благочиния, а с 1997 г. священник Александр Маль­цев. В зимнее время из-за отсутствия отопления службы приостанавли­ваются. В храме ведутся восстановительные работы, но недостаток средств сдерживает их. Помощь оказывают некоторые предприятия, учреждения, частные лица. Обустройством храма неустанно продолжа­ет заниматься председатель церковного совета Б. Н. Петров со своими помощниками.

Стоит на столбах у храма большой щит с надписью: "Проезжий, прохожий, остановись! Перед тобой разрушенный храм, который рес­таврируется. Пожертвуй на реставрацию — и наградит тебя Господь. Касса для сдачи пожертвований находится в магазине с. Каюрово. Со­вет прихожан".