меню

Общественный информационный портал города Кимры

Наш сайт создан для жителей и гостей города Кимры, желающих узнать историю города, различную полезную информацию, расписания и режимы работы всевозможных местных служб, учреждений и организаций, контактные телефоны.

1 О городе

2 История города

3 Кимры сегодня

4 Культура города

О городе Кимры

Кимры - город областного подчинения, центр Кимрского района. Город располагается на юго-востоке Тверской области на самой крупной и многоводной реке всей Европы - реке Волга (Угличском водохранилище) возле устья реки Кимрка.

До начала XX века назывался Кимра, по расположению при впадении в Волгу реки Кимера. После возникновения селения был переименован сначала в Кимерка, а затем в Кимрка. В.Н. Татищев предполагал образование названия от этнонима кимеры (киммерийцы). Вероятнее, более позднее происхождение от финской или балтийской основы. В одном случае основу «ким-» связывают с финским kiima «токовище», во втором случае с литовским «kymzryne - болото, где много сгнивших пней». На рубеже XX века название города получает форму множественного числа.

Вы сможете узнать более подробную информацию, как о географическом расположении Кимр, так и о возникновении имени города в разделе «Очерки истории».

История г. Кимры

Первый раз, тогда еще село Кимры, упоминается в грамоте Ивана Грозного от 1546 года. Ознакомиться более подробно с содержанием первого официального упоминания о Кимрах Вы сможете в одной из статей «Очерков». К тому времени это было уже довольно крупное торговое село Корчевского уезда Тверской губернии, жители его славились как искусные ремесленники.

В далеком 1677 году дворцовое село состояло в ведении Большого дворца, затем принадлежало Салтыковым и Скавронским. В 1847 г. жители этого села выкупились от графини Ю.П. Самойловой на волю с землей. На нашем сайте Вы сможете узнать более подробную информацию о владельцах села Кимры.

Даже императрица Екатерина II жаловала Кимры своим вниманием. В её дневнике от 1767 года можно встретить следующая запись: «Час от часу берега Волги становятся всё лучше. Вчера мы Кимру проехали, которая издали не уступает Петергофу, а вблизи уже всё не то». Мы предлагаем узнать более подробно об участие императрицы в развитие село и губернии в целом в статье «Кимры – село».

В XVIII веке село становится центром сапожного промысла. Кимрские мастера получают государственные заказы на пошив обуви для армии. К началу XX века село по числу жителей (10 тысяч) уже превосходило многие уездные города, а зажиточные кимряки даже строили дома в стиле «модерн». Тем, кому интересно, сможет прочесть на нашем сайте архитектурную характеристику города.

Смена статуса Кимр зрела уже давно, однако городом Кимры получили право называться только в июне 1917 года. Позже в состав города вошло и старинное село Савелово, где расположена одноименная железнодорожная станция, относящаяся к Октябрьской железной дороге, соединяющей города Москву и Санкт-Петербург. В 1926 году в Савелово построили машиностроительный завод и рабочий посёлок.

Железнодорожная линия Москва - Савелово была введена в эксплуатацию в 1900 году. Движение на Калязин было открыто только в 1919 году. С 1920 года началось регулярное сообщение с Рыбинском и Весьегонском, а в середине 30-х было открыто движение и на Углич. Наконец, строительство линии Овинище - Мга, завершившееся в 50-х годах, сделала савеловскую ветку резервным дублем железной дороги Москва-Ленинград. В 1978 году был электрифицирован участок Вербилки - Савелово, что сделало возможным сообщение с Москвой электропоездами.

По станции Савелово долгое время осуществлялась перевалка грузов на плоскодонки, где они транспортировались по Волге в Рыбинск и затем переваливались на баржи. Начиная с 1940 года после реализации генерального плана «Большая Волга» в результате строительства Иваньковского, Угличского и Рыбинского гидроузлов, Волга стала судоходной до Твери и надобность в транспортировке крупных грузов по савеловской ветке отпала.

Кимры сегодня

Город Кимры расположился на обоих берегах реки Волги. Ей он обязан как возникновением, так и дальнейшим своим развитием. В настоящее время в Кимрах имеются транзитный и внутригородской причалы. На левом берегу, теперь располагается центр города. Здесь сохранилось множество старинных построек, большинство из которых являются памятниками архитектуры. Микрорайон Савелово, расположившийся на правом берегу Волги, преимущественно застроен более современными домами.

Берега связаны между собой большим мостом через Волгу, сооруженным еще в начале 80-х и отреставрированным уже в XXI веке. До этого времени переправа осуществлялась при помощи пассажирского и грузового паромов. В трех направлениях от города уходят автодороги. Старинная Ильинская дорога через Горицы ведет к Твери и Кашину. По Московской дороге через Дубну и Дмитров можно доехать до столицы. Талдомская дорога ведет к Белому Городку, Талдому, Калязину. По местной дороге, уходящей от станции Савелово, также можно добраться до Дубны и дальше.

Город Кимры окружен как большими, так и маленькими населенными пунктами. Между городом и большинством из них поддерживается регулярное автобусное сообщение. Автобусными маршрутами Кимры связаны с городами Тверь и Москва, расстояние до которых составляет соответственно 135 и 150 км. Помимо автобусов, с Москвой Кимры связывает также железнодорожная станция Савелово. Расписание движения автобусов и электропоездов Вы сможете узнать в основном разделе сайта.

Дальнее сообщение осуществляется с Москвой и Рыбинском. Пригородное сообщение электропоездами осуществляется с Талдомом, Дмитровым, Москвой. С Калязиным, Угличем, Кашиным, Сонково организовано пригородное сообщение «рабочими» поездами с тепловозной тягой.

Кимры - портовый город на Волге, а в 15 км вниз по течению в Белом Городке находится крупное судоремонтное предприятие.

Площадь города Кимры примерно равна 43,6 квадратных километров, из которых 4,4 квадратных километра занято приусадебными участками граждан, а 3,4 - коллективными садами.

Сегодня в городе, согласно Всероссийской переписи населения 2010, проживает 49 тыс. человек.

Кимры - крупнейший промышленный центр области. Промышленность города представлена различными отраслями. Основные из них - машиностроение (станкостроение, авиационные заводы ВПК), легкая (швейная, обувная промышленность и мебельное производство) и пищевая промышленность. В экономике района занято более 26 тыс. человек.

В Кимрском районе развито мясомолочное скотоводство, свиноводство. Выращивают картофель.

В городе есть механико-технологический техникум, медицинское училище, филиал университета.

Культура

На высоком берегу Волги, у впадения Кимрки, раньше стояли Покровский и Никольский соборы с колокольней, формировавшие тогдашний облик центра города. Они были взорваны в 30-е годы. Примерно на их месте сейчас высится здание городского драматического театра, функционирующего с 1942 года. В Кимрах есть также свой центр ремёсел, выходит несколько газет. 

В центре города обращают на себя внимание старинные торговые ряды, немного напоминающие московский ГУМ в миниатюре. Здание пустует и приходит в упадок.

Если от него идти по улице вдаль от Волги, то через пару сотен метров слева на углу окажется местный краеведческий музей. Основан он в 1918 году. Единственный в России музей обуви, в экспозиции представлены большое количество образцов кимрской обуви XVIII - XX веков. Уникальные коллекции скульптурных работ местного скульптора И.М. Абаляева, отражающие жизнь и быт кимряков и фотографии фотолетописца Кимр Л.В. Шокина. Есть мемориальный зал А.Н. Туполева, родившегося в этом городе. Помимо авиаконструктора, с городом связаны биографии таких людей, как писателя А.А. Фадеева, поэта О.Э. Мандельштама, ученого М.М. Бахтина. Здесь некоторое время жили художник А.К. Саврасов, драматург А.Н. Островский.

Действующая Спасо-Преображенская церковь. Внутри сохранилась весьма неплохо, видимо не из тех, что недавно передали верующим.

На стрелке Волги и Кимерки стоит вторая из сохранившихся церквей - Вознесенская (начало XIX века). Она восстанавливается из полуразрушенного состояния и несколько лет как действует.

Из архитектуры города обращают на себя внимание частные домики с башенками в стиле модерн (видимо, грань XIX-XX веков).

Следует отметить, что если бы не разорение центра Кимр в годы советской власти, то ценность его в рамках «Золотого кольца» была бы много выше. В настоящее время на облик города еще накладываются бедность и запустение. А в последние годы к ним прибавилась дурная слава «малой столицы российского наркобизнеса».