Покровительница Кимр

6 мая 1901 года в день рождения государя императора Николая Александровича в селе Кимры свершилось историческое событие — прибытие со Святой горы Афон иконы Иверской Божией Матери. Свя­тая икона была передана в дар кимрскому Покровскому собору настоя­телем Свято-Афонского Андреевского скита архимандритом Иосифом с братией.

Несколько слов о месте, откуда Святая икона попала в Кимры. Свя­тая гора Афон (узкий гористый полуостров в Греции на берегу Эгейско­го моря) издавна считалась одним из самых святых мест православного мира. На Святой горе Афон среди храмов многих государств на шел себе приют и русский Андреевский общежительский скит. Строгость в по­вседневной жизни, воздержание, подвижничество, молитвы, работа, бдения — вот отличительные особен­ности жизни на Афоне. Отметим кста­ти, что среди иноков Андреевского скита числился Августин, в миру А. И. Мошкин, выходец из села Кимры.

Святую Святая икона Иверской Божией Материикону Иверской Божи­ей Матери перед отправкой из Моск­вы в село Кимры благословил митро­полит Московский Владимир. Прибы­ла святыня на станцию Савелово в три часа дня в специальном купе — ваго­не первого класса. В Кимрах еще за­долго до прибытия поезда собралось огромное число людей. За час до при­хода поезда на станцию раздался бла­говест с колокольни Покровского со­бора. По прибытии Святой иконы тут же, на станции, состоялся молебен, после чего торжественная процессия отправилась в село Кимры. Весь берегреки Волги был усеян людьми. Под праздничный перезвон колоко­лов всех кимрских церквей крестный ход отправился к Покровскому собору.

Внутри храма для святыни был подготовлен специальный помост. Сама икона была украшена гирляндами из цветов, поверх же иконы, также из цветов, была сооружена большая корона. В шесть часов вече­ра при полном пасхальном освещении и при огромном стечении прихо­жан (обширный храм не смог вместить всех верующих, многие из них находились вне его стен) состоялось всенощное бдение при прекрас­ном пении специально выписанного по этому случаю церковного хора московского Чудовского монастыря. Во время молебствия иереем собо­ра И. Никольским было прочитано сказание об иконе Иверской Божией Матери. После полиелея был прочитан акафист Божией Матери. Во все это время верующие держали в руках горящие свечи из красного воска. Присутствующие на торжестве долго прикладывались к Святой иконе, священнослужители помазывали их освященным елеем. Богослужение затянулось до поздней ночи.

Вот как отмечено в одном из литературных источников, посвящен­ных этому событию: "Такие минуты высокого религиозного молитвен­ного подъема огромной массы народа редко приходилось наблюдать не только в селах, но и в больших городах".

На другой день (7 мая 1901 г.) празднования в честь Святой иконы продолжались. Была совершена Божественная литургия в соборе при одновременном пении двух хоров: чудовского и местного. В конце ли­тургии настоятелем собора протоиереем М. Комаровым произнесено было поучение, в котором отмечалось, что жители Кимр в принесении Святой иконы Иверской Божией Матери должны усматривать особую милость Царицы Небесной. После окончания Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг собора. Тысячи верующих спешили по­клониться святыне. В скором времени усердием благочестивых кимрян Святая икона была украшена серебряной позлащенной ризой с жемчу­гом и ценными камнями, помещена в величественный киот с двенадца­тью неугасимыми лампадами. По желанию прихожан соборным духо­венством в воскресные дни совершались молебствия с акафистом и по­миновением о здравии всех добровольных жертвователей перед Свя­той иконой.

С памятного дня прибытия в Кимры Святой иконы образ Влады­чицы Мира стал служить охраной и опорой верующим кимрянам во всех их житейских бедах и несчастьях.

Много событий, в том числе и трагических, пронеслось со време­ни прибытия в Кимры Святой иконы и до настоящего времени. Давно стали достоянием прошлого первая мировая война, революции 1917 года, изменившие государственный строй в России, гражданская война... С установлением советской власти для церкви настали, мягко говоря, труд­ные времена. Храмы закрывались, некоторые из них разрушались, слу­жители церкви подвергались гонениям, многие из них преждевременно закончили свою жизнь в тюрьмах и лагерях.

В 1925 году состоялось одно из последних празднеств в Покровс­ком соборе — торжества по случаю его столетнего юбилея. В Кимры прибыл тверской владыка Серафим; прошли торжественные богослу­жения, вокруг собора под колокольный звон с хоругвями и иконами про­шествовал крестный ход. Через 5 лет был закрыт Покровский храм (лет­ний), а через некоторое время и стоящий по соседству Троицкий храм (зимний). В 1936 году собор был взорван и разобран на кирпич. На его месте в спешном порядке возводится здание клуба промкооперации (ныне драмтеатр).

Русский Андреевский скит на Святой горе Афон

Памятью о жемчужинах кимрской архитектуры — Покровском и Троицком соборных храмах — в настоящее время является Троицкая улица, которая с давних времен называлась так в честь храма Святой Живоначальной Троицы, от которого она и брала свое начало.

Ну а как же сложилась судьба Святой иконы Иверской Божией Матери?

В советский период о ней было мало известно, что совсем не уди­вительно в свете антирелигиозной пропаганды. После закрытия храмов церковное имущество по большей части уничтожалось, расхищалось и лишь незначительная часть его сохранилась, попав в музеи, театры. Ве­роятно, промысл Божий не дал погибнуть кимрской святыне. По сло­вам бывшего настоятеля Спасо-Преображенского собора, протоиерея Иоанна Басюка (1940-1995) Святую икону после закрытия Покровского собора спасла от уничтожения и хранила многие годы семья прихожан. В 1947 году вновь распахнул свои врата для верующих Спасо-Преображенский храм (напомним читателям, что в 1929 году по решению влас­тей он был закрыт). Тогда-то и была принесена в собор кимрская святы­ня. Кто уберег Святую икону и передал ее в храм? Хорошо бы узнать о тех, кто совершил этот подвижнический поступок.

Всякий, кто посетит Спасо-Преображенский собор, невольно об­ратит внимание на кимрскую святыню, находящуюся с правой стороны придела Святого Пророка Илии. Удивительно то, что в какой бы точке храма прихожанин ни находился, он, взглянув на Святую икону, заме­чает, что Божественный лик Царицы Небесной, Иверской Божией Ма­тери, покровительницы Кимр, смотрит на него внимательным и забот­ливым взглядом.