Промыслы и торговля в Кимрах

В состав кимрских жителей входят таможенники, рыбные ловцы, портные, калашники, плотники, шерстобои, горшешники, овчинники, мясники и, конечно же, сапожники. Из этого перечня легко себе представить, что значительная часть населения села занималась различными промыслами. Нельзя забывать и о торговле — она велась по пятницам и воскресеньям. Торговых лавок было десять, да еще четыре кузницы, кабак и мельница...

В Горицкой волости, кроме традиционного отходно-красильного промысла, стали распространяться и другие. Появились маслобойни, ветряные мельницы, валяльные мастерские, кузницы, фотосалоны... Некоторые жители занялись разъездной торговлей.

Главной сельхозкультурой был лен, который скупали кашинские и бежецкие торговые люди. Немаловажное место в деятельности местных торговцев занимало и содержание питейных заведений.

В 1877 году открылось почтовое движение по тракту Корчева-Стоянцы-Горицы. Организовались почтовые пункты в селах Стоянцы и Горицы, где производился прием и выдача корреспонденции.

Быстрыми темпами развивается торговля хлебом. С кимрской пристани местные помещики и крестьяне отправляли в Тверь до 10 тысяч барок, груженных зерном. А когда к началу XVIII века были сняты торговые ограничения для крестьян — ещё большее количество предприимчивых людей оказались допущенными к этому виду деятельности. Сильно помогли начинающим купцам кредиты, выдаваемые богатыми людьми.

Артель в ожидании работы

Хлеб, производимый в окрестностях Кимр, уже не мог насытить купеческие аппетиты, и они скупали его буквально повсюду, впоследствии отправляя водными путями в Петербург. Это связано с тем, что город Петра, сильно разрастаясь, не мог прокормить себя сам, и мука росла в цене, как в принципе и другие продукты.

Особым размахом в торговле отличался купец Башилов. Он завел в Москве собственные амбары и скупал хлеб тысячами пудов для последующей транспортировки в Петербург. В лучшие годы кимряки снаряжали в новую столицу до сотни барок, груженных хлебом. Весьма часто гарантом крупных сделок выступал граф Литга.

После окончания наполеоновских войн открылись благоприятные возможности для торговли с Европой, чем кимряки поспешили воспользоваться. Наши земляки были в числе первых поставщиков зерна за границу.

Сапожник-кустарь за работой

Но, несмотря на торговые успехи, основную роль в развитии села все равно играл сапожный промысел, формируя Кимры как промышленный центр. Торговля лишь сопутствовала этому, помогая расширять финансовые возможности.

Вклад кимряков в поставки обуви на нужды русской армии был столь велик, что Александр I, в знак признательности, пожаловал селу батарею пушек, из которой потом стреляли по праздникам.

Обувное производство

Вполне реально допустить, что возникновение и дальнейшее развитие в Кимрах обувного промысла было, в своем роде, вынужденным. К этому подтолкнула постоянная потребность рыбаков, бурлаков, строителей барж и других людей, профессионально связанных с Волгой, защищать ноги от сырости.

К 1666 году промысел растет, одновременно увеличивается и потребность в обуви Москвы, где к 1678 году было всего 165 сапожников. Как уже упоминалось — в Кимрах предложение превышало спрос, в Москве — наоборот... Кимрские сапожники потянулись в стольный град. В московских слободах, а особенно Китай-городе, стали создаваться земляческие артели. Это подтверждают московские переписи 1666-1676 годов: «У Никитских ворот у вдовой попадьи Матрены жили дворцового села Кимры крестьяне Бориска Иванов, Ганка Емельянов... да с Кимр посадский человек Степка Федоров».

В другом документе записано: «Да под церковью в палатке живут Кашинского уезда дворовой волости Кимры крестьяне Иванко Фролов,... Степка Васильев лет десять делают сапоги».

Отходничество кимрских сапожников было важным для сапожного производства, так как приводило к знакомству с более высокой технологией и техникой шитья московских мастеров.

Все это поднимало уровень кимрского сапожного производства. Организация артелей отходников во главе со старостой, доверенным от помещика, приводила к тому, что старосты богатели и вкладывали полученные капиталы в собственное производство.

Бурлаки

Многим известны строчки А.Н. Некрасова:

Выдь на Волгу,

Чей стон раздается

Над великою русской рекой ?

Этот стон у нас песней зовётся,

То бурлаки идут бечевой.

Способ передвижения по рекам в Древней Руси при помощи бечевы, которую тянут по берегу

А вот эти явно знакомы не многим:

...Устали бурлаки,

Котел с расшивкой принесли,

Уселись, развели костер

И меж собою повели

Неторопливый разговор.

Когда-то в Нижний попадем?

Один сказал: «Когда б попасть,

Хоть на Илью авось придем».

Другой, с болезненным лицом,

Ему ответил: «Эх напасть! Когда бы зажило плечо

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть

Так лучше было бы ещё...»

Приблизительно в XVI веке зарождается бурлачество. Это имеет прямую связь с установлением постоянного внутрироссийского товарооборота. Одним из основных был путь от Астрахани до Москвы. В то же время великое множество крепостных крестьян получали от своих владельцев право подзаработать на стороне. Многие из них подавались в бурлаки...

Труд этот неквалифицированный, не требующий предварительной подготовки, а только «грубую мужскую силу».

Ввиду развития местных промыслов нет основания полагать, что кимряки в основной массе своей шли тянуть бурлацкую бечеву. Но то, что они были, отрицать нельзя, ведь артели формировались из местных жителей на различных участках реки.

По данным, обнаруженным в архиве кимрского музея, в 1806 году в селе Кимры имеется судоходство бичевое и на барках, и на полубарках. Перевозиться хлеб, соль, железо, руда различная и продукты. А вниз по течению с Осташковских и Селижаровских пристаней — плоты с еловым и сосновым лесом. Из города Старицы на барках — щебень и известь.