Путь театра

25 мая 1942 года считается днем рождения Кимрского театра. Это было время наивысшего напряжения всех сил нашего народа в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Основателем театра, его ди­ректором, художественным руководителем стал А. М. Гиацинтов. Пер­воначально труппа новоявленного театра состояла всего из 9 актеров, включая его основателя: А. М. Гиацинтова, В. А. Вишневской, Н. А. Накашидзе, Е. А. Чижовой, П. А. Огурцова, Е. А. Тарасова, И. М. Оша­нина, И. К. Лагздынь, Н. С. Соколовой. Первый спектакль "Профессор Полежаев" Рахманова был показан зрителям в летнем театре горсада 11 июля. Главную роль — профессора Полежаева — играл А. М. Гиацин­тов. Вскоре зрители увидели и другие спектакли: "Поздняя любовь", "Без вины виноватые" Островского, "Парень из нашего города" Симо­нова.

Первый главный режиссер и директор театра А.М. ГиацинтовПозже труппа театра пополни­лась новыми актерами: А. М. Зайце­вой, Н. П. Советовым, М. Я. Вепринским, А. И. Жемчужниковой и дру­гими. В годы войны были показаны спектакли: "Жди меня" Симонова, "Машенька" Афиногенова, "Наше­ствие" Леонова и другие, на которые в районной газете печатались рецен­зии и отклики. В частности, в начале 1943 года была помещена большая статья журналиста П. П. Дудочкина о спектакле "Русские люди" Симоно­ва, повествующем о героизме рядо­вых советских людей, их борьбе про­тив фашистского нашествия (П. П. Дудочкин — известный писатель, автор десятков романов, повестей, сборников рассказов — ныне проживает в г. Твери).

Коллектив театра стойко переносил все тяготы военного времени. Бесконечные поездки, спектакли и концерты — нередко по несколько раз в день — в воинских частях, госпиталях, на открытых площадках; сбор денежных средств в фонд обороны — вот далеко не полный пере­чень вклада коллектива театра в общенародную борьбу против врага.

В первые годы после окончания войны труппа театра пополнилась целым рядом одаренных актеров: Ф. С. Новским, А. И. Лавровым, С. М. Русинюком, М. М. Русинюк, В. Г. Штейном, М. М. Чарухиной. В театре установилась традиция отмечать творческие юбилеи актеров. Так, в 1946 году было отмечено 35-летие сценической деятельности М. Я. Вепринского. Местная газета отвела юбиляру целую полосу. 13 мая 1952 года общественность города торжественно отметила 10-летие театра. Зри­телям был показан спектакль "Любовь Яровая" Тренева.

В начале 1950-х годов коллектив театра пополнился рядом артис­тов, оставивших заметный след в его истории: Т. Т. Иноземцевой, В. П. Барковым, А. С. Павловским, М. Н. Горчаковой, Н. В. Силкиным. В пер­вой половине 50-х годов зрители увидели спектакли: "Бешеные день­ги" Островского, "За вторым фронтом" Собко, "Ревизор" Гоголя, "Свадь­ба Кречинского" Сухово-Кобылина и другие. В репертуаре театра все­гда имели место спектакли для детей, которые ставились для малень­ких зрителей преимущественно в новогодние праздники и в дни школь­ных каникул.

1950-е годы оказались наиболее плодотворными в работе коллек­тива театра. Этот период можно назвать временем его наивысшего твор­ческого расцвета. Заслуга в этом, в первую очередь, принадлежала А. М. Гиацинтову. В 1956 году Александр Михайлович был удостоен вы­сокого звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1956 год в истории театра отмечен гастролями в Москве. В авгус­те месяце искушенному столичному зрителю были показаны три спек­такля: "Испанцы" Лермонтова, "Мораль пани Дульской" Запольской, "Василий Иванович" Болотова. Гастроли завершились успешно. На стра­ницах популярного журнала "Огонек" было подробно рассказано о га­стролях провинциального театра, его творческой деятельности, актерс­ком составе.

В 1957 году коллектив театра понес невосполнимую утрату: ушел из жизни его руководитель А. М. Гиацинтов. Главным режиссером теат­ра, достойным преемником Александра Михайловича стал Ф. С. Новский. Директором был назначен А. С. Шокин.

В 1957 году театр наконец-то обрел собственное помещение — здание бывшего клуба промкооперации, часть которого он до того вре­мени арендовал. Многолетнее вынужденное соседство под одной кры­шей клуба и театра имело не только минусы, но и свои плюсы. Наибо­лее одаренные члены драмкружка клуба принимали участие в спектак­лях театра; некоторые из них позднее вливались в труппу. Музыкальное оформление некоторых спектаклей осуществляли самодеятельные му­зыканты симфонического оркестра под руководством И. Д. Зубова.

Со второй половины 1950-х годов труппу театра пополнили ода­ренные актеры: А. В. Танаевская, Б. С. Грачев, И. С. Смагин, В. К. Дубова, несколько позднее — О. В. Грязнов, А. И. Грязнова, Ю. И. Девяшин.

В 1960 году было отмечено 25-летие сценической деятельности А. В. Танаевской; в 1962-м такой же юбилей был у А. М. Зайцевой. В 1964 году коллектив театра поздравил с 40-летием творческой деятельности своего главного режиссера Ф. С. Новского.

Среди поставленных в те годы спектаклей укажем на такие как: "Укрощение строптивой" Шекспира, "Иркутская история" Арбузова, "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова, "Доктор Вера" Полевого. В 1967 году коллектив театра участвовал во всероссийском конкурсе, по­священном 50-летию Октября. За спектакль "Смерть Неверова" Заха­рова жюри присудило кимрскому театру диплом I степени. Были удос­тоены дипломов отдельные режиссеры и актеры. В 1969 году ведущему актеру театра Б. С. Грачеву было присвоено почетное звание заслужен­ного артиста РСФСР.

В 1970 году главным режиссером театра становится Г. В. Акулов. В летнее время кимрский театр по традиции выезжал на гастроли по области и в другие регионы страны. Во время гастролей по Украине в 1977 году внезапно скончался один из лучших его актеров А. С. Пав­ловский.

После ухода Г. В. Акулова в работе театра наступил некоторый спад. Причиной тому явилась частая смена руководства; а также, воз­можно, недостаточная компетентность некоторых из них.

Успех спектакля зависит не только от таланта и профессионализ­ма актеров и режиссеров, но и от вклада в его постановки других ра­ботников театра: художников, парикмахеров, костюмеров, осветителей, музыкантов... В разные годы художниками в кимрском театре труди­лись Г. Ф. Коллонтай — на рубеже 40—50 годов; Л. Э. Гамбургер — в 50—60-х годах, позднее — В. А. Козин. Пример верности своему теат­ру показали столяр В. А. Березин, зав. костюмерным цехом С. А. Сави­на, которые посвятили ему всю свою трудовую жизнь.

Здание театра с течением времени все больше и больше ветшало, требовало основательного ремонта (оно было поспешно построено в 1938 году на месте разрушенного Покровского собора). Еще в 1950-х годах в нем внезапно обрушился потолок, что, к счастью, не повлекло за собой человеческих жертв ввиду гастролей труппы. Планируемый капитальный ремонт, как оказалось на деле, затянулся на многие годы. Здание театра надолго вообще оказалось бесхозным. Дорогостоящий объект не финансировался со стороны государства. Помощь в выделе­нии денежных средств на реконструкцию театра в конце 1970-х годов оказал наш земляк Сергей Васильевич Башилов, работавший в то вре­мя начальником отдела строительства Госплана СССР (позднее он за­нимал должность министра строительства предприятий тяжелой инду­стрии СССР). В 1980-х годах началась реконструкция театра с пристрой­кой сцены, бытовых помещений, артистических уборных.

Кимрский областной театр драмы и комедии

Все эти годы коллектив ютился в неприспособленных помещени­ях бывшего гостиного двора (Дома Советов), в старом здании бывшей средней школы № 11 (ныне медучилище). Несмотря на объективные трудности труппа театра не прекращала своей творческой деятельности: шли репетиции, ставились новые спектакли, среди которых были: "Деньги для Марии" Распутина, "По­рог" Дударева, "Помните" Лагутина... По-прежнему много времени отдава­лось гастролям.

В 1979 году состоялась церемо­ния ухода со сцены на заслуженный отдых старейшей актрисы В. А. Виш­невской, работавшей в театре с дня его открытия в 1942 году.

В те годы в коллективе наблюда­лась частая смена главных режиссе­ров: А. С. Чубисов, П. И. Пружанский, А. А. Хабичев, В. В. Петрашевич, Н. А. Рябов.О.А. Лавров - художественный руководитель театра

26 октября 1991 года состоялось долгожданное открытие театра после его реконструкции. Это было целое событие в культурной жизни города. В этот день у здания театра играл духовой оркестр; строители вручили символический ключ от храма ис­кусства; мэр города В. Л. Ушаков разрезал ленточку при входе в здание. Были оглашены приветственные письма и телеграммы, в том числе от народного артиста СССР Михаила Ульянова. Кимрские ценители сце­нического искусства в этот день увидели спектакль "Хитроумная влюб­ленная" Лопе де Вега. Незадолго до этого события вновь произошла смена руководства театра. Новым главным режиссером стал Олег Алек­сеевич Лавров, сумевший в короткий срок сплотить актеров в коллек­тив единомышленников, способный успешно решать творческие задумки своего руководителя.

В 1994 году ушел из жизни старейший актер театра Н. В. Силкин, не покидавший сцену до последнего дня своей жизни. Двумя годами раньше культурная общественность города, коллеги отметили два его юбилея: 80-летие со дня его рождения и 40-летие сценической деятель­ности. Н. В. Силкин работал в театре с 1952 года.

В мае 1996 года художественный руководитель театра О. А. Лавров и ведущая актриса Р. М. Абрамова были удостоены почетного зва­ния заслуженных артистов России. В последние годы зрителям были подарены спектакли: "Три сестры" Чехова, "Мольер" Булгакова, "Бес­приданница" Островского, "Ромео и Джульетта" Шекспира, "А зори здесь тихие" Васильева, "Страсти под вязами" Ю. О Нила, "Вишневый сад" Чехова, "Блоха" Замятина, "Век живи, век люби" Константинова и другие. В репертуаре театра постоянно присутствуют и спектакли-сказ­ки для юных зрителей; среди них: "Золотая рыбка", "Золушка", "Щел­кунчик".

В настоящее время в коллективе трудится целая плеяда мастеров сценического искусства: заслуженная артистка Казахстана М. Ю. Тройнина, заслуженные артисты Башкирии Г. В. Должанская и В. К. Пастаногов, упомянутые выше заслуженные артисты России Р. М. Абрамова и О. А. Лавров, артисты Г. И. Поклонский, И. Г. Орел, Е. Э. Сикачева, Е. В. Сикачев, А. Е. Чекмазова, Р. В. Шишков, Л. Г. Вердин, Г. Д. Егорова и другие.

Назовем еще несколько имен людей, без труда которых невозмож­но достичь подлинного волшебства, происходящего на сцене. Это глав­ный художник Г. В. Зубарев, художник-постановщик Г. Н. Хлебородова, зав. музыкальной частью И. Г. Пичхадзе, зав. костюмерным цехом Н. Ф. Веткина, зав. художественно-постановочной частью В. А. Греков, зав. парикмахерским цехом В. И. Хозяйненок, зав. хозяйством Т. Г. Тол­мачева, зав. радиоцехом Р. М. Брагин и другие.

Как мы уже отмечали, жизнь театра не замыкается стенами своего здания; коллектив охотно и часто дарит свое искусство зрителям дру­гих городов и районов области, выезжает в другие регионы страны.

В 1997 году в Москве, в Музее декоративного искусства, состоял­ся творческий вечер известной художницы по костюмам К. Шимановской, которая оформила для кимрского театра спектакли: "Вишневый сад" и "Блоха". Труппа театра была приглашена на этот вечер, где показала зрителям отрывки из этих спектаклей, которые были засняты рядом те­леканалов Центрального телевидения. Тверское телевидение в том же году полностью сняло спектакль "Блоха". Весной 1998 года состоялись гастроли театра в Санкт-Петербург, где за 4 дня было показано 7 спек­таклей, прошедших с большим успехом. Летом того же года коллектив выезжал на гастроли по нашей области.

В театре традиционно проходят чествования юбиляров. В 1998 году состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности актера Г. И. Поклонского; широко было отме­чено 50-летие со дня рождения художественного руководителя театра, заслуженного артиста России О. А. Лаврова.

Руководство театра часто безвозмездно предоставляет свое поме­щение для проведения различных мероприятий, особенно для детей и школьников. С 1998 года впервые в истории театра получили возмож­ность бесплатно посещать спектакли инвалиды.

В стенах кимрского театра набирались сценического опыта народ­ная артистка РСФСР В. А. Литвинова, заслуженные артисты РСФСР Е. А. Тарасов, Т. Т. Иноземцева, И. С. Смагин, И. К. Лагздынь, Е: Ю. Быч­кова и другие.

Коллектив Кимрского театра драмы и комедии полон творческих сил и замыслов, уверенно смотрит в будущее и нет сомнения в том, что еще немало замечательных актеров найдут здесь свое призвание, пода­рив зрителям много прекрасных спектаклей.