Торговля в Кимрах

Для торговли предназначались централизованные пункты, это облегчало процесс сбора пошлин. Но кроме пошлин существовала ещё и система внутренних поборов. Ведь, прежде чем достигнуть рынка, товар должен был пройти целый ряд местных фискальных преград. К ним относятся сборы за въезд, хранение, погрузку, разгрузку, оформление документов...

В XVI-XVII веках на местных рынках существовали таможенные книги, куда заносилась цена и состав товара. Кроме этого, учитывались и местные производители. Ведение подобных книг было отменено в 1758 году. В грамотах того времени уделялось определенное внимание и торговым отношениям между Тверью и Москвой. Отмечалось большое количество пошлин и сборов. Существовали и договоры между князьями о введении новых пошлин или о торговле на смежной территории без дополнительной пошлины.

Продавец гречневой крупы. С офорта Купецкого

Царская грамота дает нам представление о географии торговых отношений села Кимры того времени. Перечисляются названия монастырей, которые вели торговлю в нашей местности. Сейчас, конечно, трудно установить — где какой монастырь находился в XVI веке, тем более что названия могли и повторяться. Однако, сопоставив время и относительную близость села Кимры, можно с достаточной уверенностью считать, что Песношский монастырь — это Николо-Песношский монастырь под Дмитровом, Симонов — в районе Москвы, а Вознесенский — это Оршин-Вознесенский, расположенный в месте впадения реки Орша в Волгу, возле Городни, неподалёку от Твери.

Указывается, что приезжали из Переяславля, из Царицыной и Мироносицкой слобод. Приезжали хлебом торговать и смоляне, ведь земли Смоленского и Тверского княжеств граничат.

Не следует, конечно, преувеличивать роль Кимр в развитии торговли Верхневолжья времен XVI века. В то время уже существовали крупные торговые центры, осуществлявшие торговлю даже на межгосударственном уровне. К подобным центрам можно отнести Тверь, а также крупнейшую ярмарку Холопий Городок под Череповцом, на месте слияния рек Волга и Молога. На ярмарке собирались купцы польские, литовские, греческие, и велась там оптовая торговля.

Из грамот следует, что в Кимрах торговым делом занимались не только приезжие купцы, но и «тамошние» жители. Участие «тамошних» можно истолковать как посредническое, непосредственно доводящее товар до покупателя. Подтверждает эту версию и со­став товаров, реализуемых в Кимрах. Снова обратившись к царской грамоте, мы читаем: «...торг велся солью, рыбой, скотом и другими товарами». Ясно, что это не все товары местных производителей. Соль, например. В те далекие времена соль добывалась в монастырях на Урале, в Старой Руссе, Каргополе. Торговали ею Соловецкий и Иверский монастыри. Соль была весьма выгодным предметом торговли. Она облагалась отдельной пошлиной, а в 1646 году вообще была введена соляная монополия.

Известно также, что и рыбой в Кимрах торговали в таких объемах, которые само село просто не могло обеспечить...

Торговые пути

Какими путями шел товар? Летом, безусловно, водой. По рекам Волге, Дубне, Сестре, Яхроме — на Москву. А из Москвы, Подмосковья — к устью реки Шексны (ныне это район Рыбинского водохранилища). Кстати, на водный путь от Вологды до Астрахани в среднем уходил месяц. Дорог практически не существовало, а края наши низменные, болотистые...

Зимой для торговли с другими княжествами и государствами составлялись обозы из 700-800 саней, при которых для охраны от грабителей шли специальные воинские отряды.

Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901 г.

Рост значения Москвы как государственного центра играл благотворную роль для роста и села Кимры как торгово-перевалочного пункта. Водный волжский путь связывал практически все области России, а расстояние от Волги до Москвы через Кимры было наиболее коротким. Развитию торговли способствовало и то, что земли вокруг Кимр мало пригодны для земледелия.