Что мы имеем из сохранившегося в Кимрах
Навигация по статье:
4 Подворье
Как свидетельство уничтоженной красоты стоят сегодня в Кимрском музее церковные двери XVII века. Изготовлены они кузнечным способом и состоят из ажурных металлических пластин на кованых плоских брусках. Под пластины была положена слюда и куски кожи темно-красного и зеленого цветов — в шахматном порядке. На пластинах и брусках множество кованых, различной формы и величины розеток, которые, как и пластины, покрыты составом золотистого цвета. На дверях мощный засов. По словам реставраторов, это очень редкая вещь. Известны сундуки и ларцы, выполненные в той же технике. По мнению работников музея, двери принадлежали Троицкой церкви. Церковь была «итальянской архитектуры», но в её декоре использовались работы русских мастеров.
Вот и все, что осталось потомкам от того прекрасного, что они по праву должны были иметь... Спасибо варварам!
Вознесенская церковь
Храм Вознесения. Господня имеет более счастливую судьбу, потому как «до основанья» разрушен не был. Построен в 1813-м году прошлого века на месте деревянной церкви. В 1829-м к нему была пристроена колокольня, возведенная в основном на деньги зажиточного крестьянина А.С. Мошкина.
В 1941 году храм «по просьбе трудящихся» был закрыт... Ему нашли «должное» применение: использовали под склад, электроподстанцию, маслозавод.
В 1990 году церковь вновь возвратили религиозной общине, с тех пор в ней совершаются службы, одновременно она реставрируется.
Преображенский храм
При въезде в Кимры со стороны Твери радуют взор позолоченные кресты на пятиглавом Спасо-Преображенском соборе, главном храме города и района.
Закладка Преображенской церкви состоялась в 1902 году, а службы начались в 1911-м. Через шестнадцать лет все тот же Кимрский горсовет ходатайствует о закрытии храма... Тверь и Москва поддержали «благое начинание», но верующие были искренне возмущены таким решением. Кимряки оказали противодействие специальной комиссии горсовета, которая пришла в храм 20 мая 1929 года. Власти арестовали группу лиц, подозреваемых в «организации беспорядков»...
Последовал показательный процесс. Приговор гласил: «...суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церковников... Главные организаторы и Руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член Церковного совета Бойков, Дмитриев и Закурин приговорены к высшей мере социальной защиты...»
Власти показали всем, что несогласия со своей варварской политикой не потерпят. Остальные храмы закрывались уже без протестов...
Местночтимые святые
«Учитывая исповедничество и мученичество даже до смерти присно памяти протоирея Колерова и мирян Анании Бойкова и Михаила Болдакова, настоящим благословляем... совершить их канонизацию в лике местночтимых святых Тверской епархии»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй 17 сентября 1997 года
Наш город теперь имеет своих небесных покровителей. Определено «память священномученика Феодора и иже с ним убиенных Анании и Михаила праздновать в день их мученической кончины — 29 ноября по новому стилю...»
Подворье
Подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря — храм был открыт в 1915 году и через десять лет закрыт. В дальнейшем использовался как Дом просвещения, кинотеатр, потом стал спортзалом обувной фабрики «Красная звезда».
Скорбященская
В 1875 году благословляется строительство церкви при новом кладбище — сейчас там с «благословения» Советской власти располагается горпарк (точнее, его останки). Построенную церковь нарекли Скорбященской. Взорвана в 1933 году...
Иоанна Предтечи
В районе нынешней горбольницы №1 стояла церковь Иоанна Предтечи, появившаяся там в 1875 году на месте старой деревянной по инициативе крестьянина-сапожника С.А. Волкова. Через десять лет при храме стараниями того же крестьянина была открыта церковно-приходская школа. В 1931 году храм перестал существовать.
В стороне от села Ильинское хорошо видны контуры разрушающегося Свято-Троицкого женского монастыря...
На сегодняшний день в Кимрах и районе действуют храмы:
- Спасо-Преображенский собор (Кимры)
- Церковь Вознесения Господня (Кимры)
- Никольская церковь (село Николо-Ям)
- Успения Божьей Матери (село Щелково)
- Никольская церковь (село Каюрово)
- Иерусалимской иконы Божьей Матери (поселок Белый Городок)
- Смоленской иконы Божьей Матери (село Ильинское).
Те, кому посчастливилось побывать хотя бы в одном из старинных городов Тверской области, к примеру, в Старице или Торжке, не могли не восхищаться замечательными архитектурными ансамблями соборов, церквей, монастырей.
Невольно возникает вопрос — как же они сохранились, все ведь жили при одной власти, подчинялись одним законам... Но в то время, когда одни рушили, другие сохраняли. Имена местных разрушителей известны. Но мы не будем уподобляться им, злобствуя на тему их скудоумия. Бог им судья...
Чтобы закончить рассказ о храмах, мы поинтересовались мнением священнослужителей на роль и значение православия в истории России. С этой просьбой обратились к протоиерею Преображенского храма отцу Евгению. Предлагаем вашему вниманию текст его ответа.
«История — память человечества, является одной из двух составляющих откровения Божия.
Первая — окружающая нас природа с мудростью и непостижимостью её законов. Вторая — история человеческой цивилизации. И мы, находясь в нашей исторической точке, многому можем научиться и сделать определенные выводы.
Десятый век в истории отчизны стал поворотным. В его начале на территории европейской части нашего теперешнего государства не было как такового государства с едиными границами, правлением, религией, культурой.
Славянские племена не могли соединиться в единое целое, так как языческая религия многобожия только усиливала вражду. У каждого племени был свой языческий бог (Перун, Даждь-бог и пр.), а единство крови, политические интересы не надолго сохраняли хрупкий мир. Шла постоянная вражда с уничтожением друг друга.
И только когда свет Христовой веры пролился в сердца наших предков, они стали соединяться в единый могучий народ. Скрещения славян началась и сама история Руси как единого государства — Святая Русь
Март, 26, 1999 г. Прот. Евгений Морковин».