Кимры. Конец XIX века
Согласно дошедшим до нас свидетельствам, мы можем привести следующие факты из жизни Кимр.
Три великих пожара, которые пришлось испытать кимрякам, оставили свой след в душах людей и экономике села. Это, возможно, подтолкнуло на создание вольной пожарной дружины, официально утвержденной в 1895 году. Дружина была гордостью кимряков. Одних почетных жертвователей было 134 человека. Стодвадцать действительных членов имели право работать на пожаре (сегодня пожарных в городе чуть больше...). У дружины была своя форма, и многие носили ее постоянно. Имелось семь пожарных машин с набором рукавов и тремя подъемными лестницами, семь упряжных лошадей в полной боевой готовности. В некоторых местах Кимр были устроены колодцы с элеваторными машинами для подъема воды.
В Кимрах имеется две богадельни и благотворительное общество, раздающее до сотни обедов в сутки. Есть четыре училище, строится ремесленная школа, а также бесплатная библиотека-читальня. В Кимрах есть сельский общественный и братьев Мошки- ных банк, ставится вопрос об открытии отделения государственного банка. Работает почта, телеграф, отделение сберегательной кассы. Есть земская больница. Амбулаторное лечение для бедных — бесплатно. Работает страховое общество.
А. Столяров не без основания делает вывод: «Крестьяне села Кимры имеют все те потребности, которые вырабатывались цивилизацией».
В Кимрах есть три кожевенных завода. На двух из них имеются лошадиные бойни. Причем технология переработки такова, что в дело идет почти все: шкура, шерсть, хвосты, гривы, жир... Около двух десятков заведений производят шагреневый товар. Существует ряд мастерских, специализирующихся на определенных процессах изготовления обуви.
Кимры дважды посетили коронованные особы. В 1866 году — будущий наследник престола император Александр III, а в 1892 — Великий Князь Владимир Александрович.
Для дополнения картины конца прошлого века можно вставить слова Столярова, говорящие о быте кимряков того времени. Хотя его описание во многом перекликается с вышеприведенным свидетельством священника Николая Лебедева, но все-таки есть и довольно интересные дополнения.
«...Люди среднего достатка ведут жизнь, конечно, менее роскошную... Обыкновенный обед состоит из солонины или белуги. Званные обеды многосложны как у лиц первой категории. Подается икра... Кимрские бедняки на столе своем ежедневно употребляют мясо или рагу. Званные обеды уже роскошью или вином не отличаются.
Что касается одежды, то у богатеев здесь господствует, если хотите, даже мотовство. У людей среднего достатка — роскошь. У людей малосостоятельных и то — на одежду уходят значительные суммы. Особенное пристрастие здесь питают к меховым вещам.
Праздники проводят семейно... Но вот в трактирах стали появляться органы, затем оркестры, гармонисты. Открылись ночные буфеты и народ потек широкой волной в трактиры, побросав прежние увлечения.
Для женщин праздники проходят безотрадно, скорее грустно. Как праздник, так и начинается тревожное ожидание возврата мужей из трактиров и кабаков».