меню

Народное образование в Кимрах

Необходимо отметить, что мы сознательно не касаемся социально-экономических и других проблем их развития — это тема для отдельного исследования. Но на одном обстоятельстве нельзя не остановиться — сегодня в нашем государстве отказались от уважительного отношения к профессиям врача и учителя. И в первую очередь, это заметно со стороны общества. Применительно подобное определение и к работникам культуры.

Выражается это в уровне оплаты труда этих людей, и нетрудно предположить, что общество в будущем очень дорого заплатит за такую «экономию».

Мы уже кратко упоминали о состоянии просвещения в селах Горицы и Кимры. В 1998 году в местной типографии вышел исторический очерк о возникновении и развитии просвещения в городе Кимры. Его авторами являются заслуженный учитель РФ П.Ф. Титов и краевед В.И. Коркунов. Дополним наш рассказ о развитии просвещения материалами из этого очерка. До 1840 года в Корчевском уезде было только одно начальное училище — в городе Корчеве. В последующее десятилетие открылось три, одно из них — в Кимрах.

В 1846 году купец Малюгин переоборудовал под школу жилой дом и передал его сельскому обществу. Это было первое начальное училище села Кимры.

В 1865—66 годах попечитель народного училища, богатый кимрский крестьянин А.Л. Столяров построил новое мужское училище, названное в последствии Александровским — в память о сохранении жизни царя Александра II.

Рост числа школ до 1860 года шел очень медленно. С образованием земских учреждений в 1860 году картина резко изменилась — количество школ начало резко расти. Губернское земство взяло на себя подготовку учителей для начальной школы, уездное земство — финансирование и содержание школ, а также денежное содержание учителей.

Период земства оказался «золотым» не только для просветления, но и для здравоохранения.

В Александровском училище одновременно обучалось до 140 учеников. Женское Александровское училище появилось в 1874 году, а в 1885-м при Предтеченской церкви открылось церковно-приходская церковь, инициатором постройки которой стал крестьянин деревни Сухово С.А. Волков, находившийся в дружбе с драматургом А.Н. Островским. Помимо церковно-приходских существовали ещё и школы грамотности, которые к началу 80-х годов прошлого столетия практически стали основными.

В Кимрской же церковно-приходской школе, впоследствии расширенной, разместилось общежитие драмтеатра.

Интересно отметить, что кимрское женское училище было построено в 1894 году потомственной гражданкой К.А. Зубовой.

В 1896 году Кимрский сельский сход решил открыть низшую ремесленную школу, что и было сделано в 1902-м, с отделениями сапожное и слесарное. В настоящее время здание школы занимает поликлиника ЦРБ.

После 1917 года было пять начальных школ, а 1919-м — трёхгодичные педагогические курсы. Организатором курсов был талантливый педагог Александр Васильевич Ланков, автор учебников по арифметике для 1-4 классов. По учебникам этим занимались в 20- х годах все российские дети. Через два года педагогический техникум перевели в Корчеву, а 1935-м — вернули в Кимры. Еще через два года педтехникум переименовали в педучилище, а в 1949 году на его базе образовался Кимрский государственный учительский институт, который в 1955 году прекратил свое существование.

Согласно имеющимся в наличии документам, в 1923—24 годах в Кимрах насчитывалось шесть начальных школ и две семилетки, велась большая работа по уничтожению безграмотности среди взрослых.

В тридцатые годы построили семь школ и начали уделять повышенное внимание трудовому воспитанию и сближению школы с производством. К концу тридцатых в городе было осуществлено всеобщее начальное образование детей, значительно расширилось всеобщее семилетнее.

В годы ВОВ количество школ несколько уменьшилось, многие учителя-мужчины были призваны на фронт. Недостаток мужских кадров на отдельных участках работы восполнялся женщинами.

В семидесятых годах открылась коррекционная школа для детей с медленным развитием психики. С 1972 года функционирует Тверская спецшкола для трудных подростков.

К концу девяностых годов в городе Кимры насчитывается уже 12 общеобразовательных школ, 8 учреждений дополнительного образования, 30 дошкольных учреждений. Часть перечисленных зданий была возведена силами и за счёт предприятий города.

К учреждениям дополнительного образования относятся три школы искусств, центр детского творчества, спортивно-технический клуб, клуб юных моряков и другие.

Кроме общеобразовательных, функционируют в городе и специальные учебные заведения, такие как машиностроительный и механико-технологический техникумы, медицинское училище, технические лицеи и филиал Московской академии приборостроения.

Народное образование. Село

Неблагоприятный демографический процесс, характерный для сельской местности уже многие годы, привёл к резкому постарению сельского населения, что создаёт большие кадровые проблемы для народного образования. В подобных условиях трудно обеспечить одинаковый уровень подготовки учащихся городских и сельских детей.

На селе работает 19 школ, из них одна начальная, пять средних, тринадцать основных. Число учащихся — 2130. Педагогических работников — 275 человек, из них 255 — учителя. В летний период при школах функционируют лагеря с дневным пребыванием детей. В пяти школах оборудованы компьютерные классы.

В 1999 году участником областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-99» была Пацык Вера Зивиновна, преподаватель Маловасилевской средней школы. Дошла до финала.

Тридцать учителей награждены значком «Отличник народного просвещения».